Адвентисты Владивостока
логотип
на главную
новости о нас служения статьи гостевая

 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ АСД В РОССИИ 

эмблема
В России адвентистское вероучение стало распространяться в конце XIX века и оказалось духовно близким для многих россиян. Начиная с XIII века, на Руси не прекращались религиозно-реформационные движения.

Наиболее крупным из них было так называемое новгородско-московское движение XV века, основанное исключительно на углубленном изучении Библии. Его поддержали даже первый венчанный царь Димитрий сын Иоанна III, московский митрополит Зосима, представители знати Иван Черный и Федор Курицын, члены великокняжеской семьи и духовенства. Они признавали авторитет Библии над преданием, отрицали необходимость посредников в общении с Богом, учили необходимости соблюдения всего Закона Божьего, включая заповедь о субботе, отрицали учение о вечных адских муках и т.д. Хотя в силу ряда политических причин это движение было жестоко подавлено, а его многие его лидеры возведены на костер, оно оставило серьезный след в русской духовной истории.

Таким образом, сознание русского человека было приготовлено к принятию Библии как единственного мерила веры и субботы как святого дня Господня. Известный русский богослов Георгий Флоровский указывает на схожесть ожидания Грядущего первых русских адвентистов и странников из православных в среде крестьянских общин (Г. Флоровский Пути русского богословия).

Распространение адвентизма в России было сопряжено с большими трудностями, поскольку религиозная принадлежность российских граждан строго контролировалась государством и Православной Церковью. Однако, несмотря на трудности, в середине 80-х годов XIX в появились первые общины адвентистов, главным образом на юге России и в Поволжье.

В России последователи адвентизма появились в начале 80-х гг.прошлого века как среди россиян, так и среди немецких колонистов Крыма, южной Украины, Северного Кавказа, Поволжья. В январе 1886 г. Генеральная конференция направляет в Европу своего официального представителя Л.Р.Конради, который становится руководителем адвентистского движения в этой части мира. В связи с многочисленными письмами, поступавшими во Всемирный центр Церкви АСД из России с просьбами помочь разобраться в вопросах вероучения и в организации общин, в июне того же года Л.Конради направляется в Одессу. Там в морском порту его встретил Г.Перк. Вместе они гюбывали в Крыму, в других регионах юга России, где к тому времени ужб были группы верующих в трехангельскую весть и соблюдающих субботу. В конце 1886 г. в селении Бердебулат (Крым) Г.Конради крестил первые 19 человек. Это событие и стало точкой отсчета истории адиентистского движения в России. Одним из первых российских адвентгстских пасторов был Т.Т.Бабиенко.

Сначала адвентисты подвергались преследованию со стороны властей и Православной церкви, однако подчеркнутая позиция невмешательства в политику облегчила их легализацию. Особенно этому способствовали известный закон о свободе вероисповедания от 17 апреля 1905 г., а также письмо руководства АСД в России на имя императора, в котором излагались пункты вероучения, сообщалось о всемирной деятельности этой религиозной организации и ее отношении с государственными властями. В результате вскоре последовало официальное признание АСД, закрепленное правительственным циркуляром от 6 ноября 1906 г. В какой-то степени этот документ стал "охранной грамотой" последующей деятельности Церкви до Октябрьской революции 1917 г. К этому времени в России было уже более 7 тыс. последователей АСД.

В 20-х гг. география распространения и число последователей АСД заметно увеличилось, возникали новые общины, множились издания. В это же время российские адвентисты пережили раскол на почве отношения к власти и к проблеме службы в армии. Отколовшаяся часть - адвентисты-реформисты - образовала Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня. Наряду с другими конфессиями в ЗОУх гг. объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям. Лишь в 1943-1946 гг. было вновь зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный Совет ХАСД, который, однако^ в 1960 г. был вновь ликвидирован властями. Только в 1977-1979 гг. началось новое организационное возрождение Церкви, ив 1981 г. произошло объединение общин на территории России. К этому моменту в России были уже официально оформлены следующие региональные объединения АСД (конференции): Центральное, Северо-Кавказское, Волго-Уральское, Западносибирское и Дальневосточное; все они входили в единый Республиканский союз Церкви АСД в РСФСР.

В июне 1985 г. на межреспубликанском совещании в Туле при участии более 30 региональных представителей Церкви было создано временное руководство ХАСД на территории Советского Союза - Координационный межреспубликанский с0вет во главе с М.П.Кулаковым. 28-30 ноября 1986 г. в молитвенном доме тульской церкви впервые за многие десятилетия проходил съезд Церкви АСД Российской Федерации, на который прибыли 85 делегатов, представлявших 6406 членов Церкви из 115 общин. На съезде был утвержден Устав Церкви, а также приняты решения по таким важным вопросам, как создание заочных курсов по подготовке служителей и расширение издательской деятельности Церкви.

Координационный межреспубликанский совет оставался довольно эффективным и признанным органом церковного руководства в СССР вплоть до 1990 г., когда на Всемирном 55-м съезде Генеральной конференции Церкви АСД в г.Индианаполисе (США) с участием 35 делегатов из Советского Союза Церкви в нашей стране был придан статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной Церкви - одиннадцатого по счету. Первым президентом этого отделения стал М.П.Кулаков, секретарем - В.П.Крушеницкий, казначеем А.А.Панков. Отделение (дивизион) состояло из пяти союзов: Российского, Украинского, Молдавского, Балтийского и Южного.

Российский союз объединений был реорганизован 14 июля 1994 г. На территории страны были созданы два союза (униона) - Восточно-Российский и Западно-Российский.

Западно-Российский союз Церкви ХАСД охватывает объединения поместных церквей европейской части России от Калининграда до Урала с духовным центром в Климовске Московской области. На съезде в поселке Заокском Тульской области в помещении Духовной академии в 1994 году было избрано руководство церковной организации во главе с президентом В.Д.Столяром.

Восточно-Российский союз Церкви ХАСД охватывает территорию от Урала до Сахалина с духовным центром в Новосибирске. Президентом Союза с 2002 г. является В.А.Козаков.

Внутри союзов существуют объединения поместных церквей -региональные союзы (местные конференции), в которые входят на добровольных началах несколько десятков общин (поместных церквей).

Первичной организацией ХАСД является поместная церковь (община верующих). Ее деятельностью руководит совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. Высший орган поместной церкви - членское собрание общины. На 1 января 1999 г. на территории РФ действовало более 600 общин и групп АСД, насчитывающих около 60 тыс. членов церкви. Церковь ХАСД имеет в России Духовную академию в пос.Заокском Тульской области, готовящую пасторов, регентов церковных хоров, а также агрономов, которые по специальной программе и методике д-ра Д.Миттлайдера получают образование, делающее их специалистами по выращиванию экологических овощей на любой почве. В каждой общине организованы школы по религиозному обучению детей.

Адвентистское издательство "Источник жизни", расположенное также в Заокском, выпускает различную религиозную литературу: журналы "Адвентистский вестник", "Благая весть", "Альфа и Омега" и "Богословский Вестник" (журнал для пасторов Церкви), "Образ и подобие" и "Станем друзьями" (молодежные журналы), газеты "Слово примирения" и "Теперь время". Работает радиотелецентр "Голос надежды" (Тула), передачи которого транслируются по Центральному радио и телевидению, и телецентры в Рязани и Нижнем Новгороде.

Закончить этот краткий очерк о Церкви христиан адвентистов седьмого дня хочется словами известного российского ученого С.С.Аверинцева, который, говоря о трансформации протестантизма в нашем столетии, отмечает следующее: "Значение старых конфессий - в их связи с культурной традицией Европы; но именно неопротестантизм приобрел ключевое практическое значение в жизни такой важной части современного мира, как США, и он все более реально присутствует в жизни самых разных стран, включая Россию (где еще к прошлому столетию массовое распространение так называемого штундиз-ма, духоборчества, молоканства и т.п., часто замалчиваемое официальными данными того времени, опровергло благочестивую теорию А.С.Хомякова, согласно которой в православной стране протестантизм не имеет шансов, и где сегодня баптисты, адвентисты и другие неопротестантские деноминации успешно проявляют свойственный им динамизм...)"'.
Главная  | Новости | О нас | Служения | Статьи | Гостевая |

АСД Владивосток © 2004 Наш адрес: Владивосток, Народный пр.2а
Hosted by uCoz